На российском арктическом шельфе прошли масштабные учения по ликвидации разливов нефти

Компания «Газпром нефть шельф» провела в районе морской ледостойкой стационарной платформы (МЛСП) «Приразломная» плановые тактико-специальные учения (ТСУ) по локализации и ликвидации нефтяных разливов.

В ходе учений отработаны методы локализации и ликвидации условного нефтяного разлива на море в результате аварии танкера, а также проведены мероприятия по защите и очистке прибрежной полосы от предполагаемого нефтяного загрязнения в районе поселка Варандей и острова Долгий. По легенде учений ликвидация нефтяного разлива на острове длилась двое суток. Одной из важнейших задач стала доставка на остров Долгий контейнеров с оборудованием и модулей вагон-городка для работы штаба ликвидации чрезвычайной ситуации и организации проживания персонала спасательной группы. Доставка сил и средств производилась вертолетами МИ-8АМТ с системой внешней подвески.

В учениях были задействованы МЛСП «Приразломная», транспортно-буксирное судно «Алеут», аварийно-спасательное судно «Мурман», ледокольное судно «Юрий Топчев», катера-бонопостановщики, 3 вертолета МИ-8АМТ, а также другая техника и оборудование, предназначенные для защиты акватории и береговой линии.

По итогам учений комиссия, в состав которой вошли представители государственных органов по Ненецкому автономному округу, отметила готовность компании «Газпром нефть шельф» к выполнению действий, предусмотренных Планом по предупреждению и ликвидации разливов нефти в зоне ответственности платформы «Приразломная».

«Одним из важнейших принципов работы проекта „Приразломное“ является экологическая безопасность, — отметил генеральный директор „Газпром нефть шельфа“ Геннадий Любин. — С учетом конструкции платформы и надежности флота, задействованного в рамках проекта, вероятность возникновения аварийной ситуации в районе месторождения крайне мала. Однако для того, чтобы быть готовыми к любому развитию событий, мы регулярно проводим масштабные учебно-тренировочные занятия в районе платформы. Такие мероприятия позволяют проверить уровень подготовки и довести до автоматизма действия наших сотрудников и спасателей».

Справка:

Приразломное нефтяное месторождение открыто в 1989 году и располагается в 60 км от берега. Извлекаемые запасы нефти превышают 70 млн т. Для его разработки создана морская ледостойкая стационарная платформа (МЛСП) «Приразломная». Она рассчитана на эксплуатацию в экстремальных природно-климатических условиях, отвечает самым современным требованиям безопасности и способна выдержать максимальные ледовые нагрузки.

В настоящее время «Приразломное» является единственным проектом на российском арктическом шельфе, где ведется промышленная добыча нефти. Проект вступил в активную фазу в середине 2013 года. Бурение первой скважины было начато летом 2013 года, а в декабре 2013 года МЛСП «Приразломная» начала добычу нефти. Нефть нового российского сорта получила название Arctic Oil (ARCO) и впервые была отгружена с Приразломного в апреле 2014 года.

Все скважины, которые планируется пробурить на месторождении, находятся внутри платформы — ее основание одновременно является буфером между скважиной и открытым морем. Глубина моря в районе месторождения — 20 м. Кроме того, установленное на скважинах оборудование позволяет предотвратить возможность неконтролируемого выброса нефти или газа. Система хранения нефти на платформе предусматривает «мокрый» способ размещения сырья в резервуарах, что исключает попадание в емкости кислорода и образование взрывоопасной среды.

Отгрузочная линия по перекачке нефти на танкер оборудована системой аварийной остановки, которая срабатывает практически мгновенно. Рядом с платформой несут постоянное аварийное дежурство специализированные ледокольные суда, оборудованные новейшими комплексами нефтесборного оборудования.

«Приразломная» работает в соответствии с принципом «нулевого сброса»: использованный буровой раствор, шлам и другие технологические отходы закачиваются в специальную поглощающую скважину или вывозятся на берег для утилизации.

Возврат к списку