Завершен первый этап ледовых исследований вокруг Приразломной

Ученые профильных НИИ завершили первый этап исследований по изучению ледового покрова вокруг «При разломной». На дне моря и на дрейфующих в непосредственной близости от платформы льдинах установлена специальная аппаратура, которая в течение всего ледового периода будет измерять параметры дрейфа и размеры ледяных полей, проводить оценку ледяного покрова, колебаний уровня моря и течений, а также фиксировать локальные метеопараметры в районе «Приразломной».

Программа по изучению ледовой обстановки создана и реализуется по заказу компании «Газпром нефть шельф» совместными усилиями нескольких научных институтов — Арктического Инжинирингового центра Крыловского государственного научного центра (ФГУП «КГНЦ»), лаборатории «Арктик-шельф» Арктического и антарктического научно-исследовательского института (ФГБУ «ААНИИ») и Центрального научно-исследовательского и проектно-конструкторского института морского флота (ЗАО «ЦНИИМФ»). Второй этап программы начнется в марте, когда будет проведено исследование сформировавшегося у «Приразломной» ледового покрова. Одновременно на борту ледокола «Владислав Стрижов» установят и протестируют специальные технические средства, предназначенные для разрушения льда. В июне-июле в ходе заключительного этапа ученые проведут полный анализ полученных данных. Его результаты лягут в основу комплекса мер по усилению безопасности операций при отгрузке нефти и доставке грузов на платформу.

МЛСП «Приразломная» создавалась специально для разработки Приразломного месторождения. Она рассчитана на эксплуатацию в экстремальных природно-климатических условиях и способна выдержать максимальные нагрузки. От ледовых и волновых воздействий платформу защищает специальная конструкция — дефлектор, изготовленный из плакированной стали с нержавеющим слоем и установленный по всему периметру. Он представляет собой вертикальную 16-метровую стену с наклоном в верхней части, которая препятствует попаданию льда и волн на платформу.

«Мы работаем в условиях сурового арктического климата. Устойчивый ледяной покров в районе месторождения держится 7 месяцев в году, с ноября по май, что требует особого подхода к вопросу организации логистики, — отметил генеральный директор компании «Газпром нефть шельф» Геннадий Любин. — Реализация программы позволит накапливать и систематизировать подробную информацию об изменениях ледовой обстановки вокруг платформы и наиболее оптимально выстроить работу судов, обеспечивающих морскую логистику проекта «Приразломное».

Справка

Приразломное нефтяное месторождение расположено в Печорском море в 60 км от берега. Извлекаемые запасы нефти превышают 70 млн тонн нефти. Оператором и недропользователем проекта является ООО «Газпром нефть шельф». Промышленная разработка месторождения начата в декабре 2013 года. Новый сорт нефти ARCO впервые поступил на мировой рынок в апреле 2014 года. В общей сложности с платформы «Приразломная» в 2014 году было отгружено 300 тыс. тонн нефти.

Для разработки месторождения создана уникальная ледостойкая платформа, спроектированная и построенная в России. Она рассчитана на эксплуатацию в экстремальных природно-климатических условиях и способна выдержать максимальные нагрузки. Платформа стоит на дне моря, ее запас прочности многократно превосходит реально существующие нагрузки.

Толщина стен основания платформы — 3 метра, скважины бурятся внутри и надежно изолированы от окружающей среды. На платформе создана система «нулевого сброса», исключающая попадание в море отходов бурения и производства. Они будут закачиваться в специальную поглощающую скважину или, при необходимости, собираться в контейнеры и вывозиться на берег для последующей утилизации.

Транспортная система проекта включает в себя три многофункциональных ледокольных судна и два челночных танкера, которые позволяют выполнять полный цикл работ для бесперебойного снабжения и безопасного функционирования «Приразломного». Суда доставляют на платформу грузы и персонал, обеспечивают технологическую и экологическую безопасность работ, осуществляют круглогодичную отгрузку и транспортировку нефти. В случае необходимости они окажут помощь в ликвидации последствий аварий на платформе.

Возврат к списку